Россия потеряла на налоговых льготах 10 млрд руб.
Отмена большого количества налоговых льгот рассматривается как один из вариантов пополнения бюджета, рассказывают два чиновника Минфина. «В среднесрочной перспективе понадобятся новые источники средств, чтобы обеспечить социальные и оборонные обязательства», — объясняет один из них. Президент Дмитрий Медведев в ноябрьском послании Федеральному собранию заявил о необходимости создавать новую высокотехнологичную мобильную армию, на что нужно 20 трлн руб. за 10 лет. Модернизация армии увеличит спрос на новейшие технологии, рассчитывает президент.
Анонсированные президентом оборонные расходы не учтены в бюджете 2011-2013 гг., говорил замминистра финансов Сергей Шаталов. А министр финансов Алексей Кудрин заявлял, что отмена всех налоговых льгот позволила бы сразу решить проблему сокращения дефицита бюджета на 4,6% ВВП — правда, пока об отмене всех льгот речи нет.
«Ведомостям» удалось ознакомиться с расчетами Федеральной налоговой службы (ФНС) за 2005-2009 гг.: сколько не поступает в консолидированный бюджет доходов в связи с предоставлением льгот. В 2009 г. льготы по всем налогам и пошлинам стоили 2,7 трлн руб., за четыре года выросли на 1 трлн: в 2005 г. сумма льгот оценивалась в 1,7 трлн руб. (см. таблицу).
Выпадающие доходы увеличиваются, это логично, объясняет партнер Deloitte Геннадий Камышников: «Как раз с 2005 г. количество льгот постоянно растет». Хотя в 2010 г. революционных льгот введено не было, тенденция продолжилась: например, физлиц освободили от подоходного налога с дивидендов. Объем выпадающих доходов скорее всего увеличился и продолжит расти в 2011 г.: и новые льготы появились, и экономика растет, заключает Камышников.
В основном льготы предоставляет федеральный бюджет: в 2009 г. только 7,7% от всех льгот были региональными. Больше всего льгот приходится на внутренний НДС: в 2005 г. — 1,1 трлн руб., а в 2009 г. — почти 2 трлн руб., следует из материалов ФНС. Самая «дорогая» льгота по внутреннему НДС — реализация долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестфондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок — 801,4 млрд руб., указано в расчетах. На 2-м месте — льгота по оказанию финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме (762,3 млрд руб.), на 3-м — услуги по страхованию и государственному Пенсионному фонду (115,8 млрд руб.).
Избавляться от большого количества преференций нужно не только из-за нехватки средств, объясняет чиновник Минфина: разветвленная система льгот сложна в администрировании и порождает злоупотребления. Льготы никогда не бывают бесплатными, указывал Шаталов: налоговая нагрузка для избранных снижается за счет тех, кто налоговых льгот не получает и платит более высокие налоги.
Льготы создают тепличные условия, снижают конкуренцию и мешают модернизации, говорил Шаталов, а особенно сомнителен позитивный эффект льгот, когда экономика монополизирована. Есть вопросы в отношении того, как, кем и насколько адекватно принимаются решения о льготах, признает замминистра финансов: уж лучше прямое бюджетное финансирование, льготы плохо контролируются — по ним не нужно отчитываться.
По словам Шаталова, заменой льготам может быть налоговый кредит — это возможность уменьшить сумму налога или налогооблагаемую базу постфактум при условии, что результаты, ради которых предоставляются преференции, достигнуты.
Шаталов признавал, что сложно грамотно определить получателя льгот и провести должную квалификацию или идентификацию налогоплательщиков, чтобы сэкономленные средства пошли на развитие, а не были переброшены в налоговые убежища. Льготы прилипчивы, констатировал Шаталов и привел пример: «В начале 2000-х гг., когда некоторым гражданам нашей страны надо было продать большие компании, было принято решение, что освобождаются от налога доходы физических лиц, полученные от продажи акций и долей в компаниях. Отменить эту льготу потом стоило огромного труда, мы потратили несколько лет на упорные дискуссии».
Отсутствие льгот делает налоговую систему нейтральной, а она должна быть инструментом стимулирования и развития приоритетов, не согласен с замминистра финансов директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков: «Есть неэффективные льготы, например по налогу на прибыль для стартапов, но это не повод отказываться от других преференций». Нужно не только оценивать льготы с точки зрения выпадающих доходов, но и учитывать, что они стимулируют экономическую активность и расширяют налогооблагаемую базу, уверен Беляков.
Льготы нужно не отменять, нужно учиться ими пользоваться, считает вице-президент «Опоры России» Вячеслав Корочкин. На федеральном уровне это механизм стимулирования отрасли, а на региональном и муниципальном — инструмент конкуренции между территориями, полагает он. Более низкая налоговая нагрузка на малый бизнес — не льготы, а специально настроенная система, которая позволяет выравнять малому и среднему бизнесу условия работы, заключает Корочкин.
Источник: Ведомости
< Предыдущая | Следующая > |
---|